
В частности, закон уточняет понятие местного самоуправления, определяя его как признаваемую
и гарантированную Конституцией Российской Федерации форму самоорганизации граждан в
целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в пределах предусмотренных
полномочий.
Закреплена одноуровневая система организации местного самоуправления и установлены
следующие виды муниципальных образований, в которых оно осуществляется: городской округ;
муниципальный округ; внутригородское муниципальное образование города федерального
значения. Субъекты Российской Федерации, имеющие социально-экономические, исторические и
иные особенности, могут сохранить двухуровневую систему организации местного
самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
Введены четыре способа избрания главы муниципального образования: на выборах;
представительным органом из своего состава; представительным органом из числа кандидатов,
представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; представительным органом из
числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации. Новым является последний способ избрания.
Федеральным законом от 20.03.2025 No33-ФЗ изменены порядок проведения схода граждан,
опроса, публичных слушаний и общественных обсуждений, собрания граждан, внесения
инициативных проектов, организации деятельности территориального общественного
самоуправления, требования к старосте сельского населенного пункта.
Федеральным законом от 20.03.2025 No33-ФЗ понятие «вопросы местного значения» (ст.32)
заменено на понятие «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения».
При этом, полномочия по решению данных вопросов разделены на:
1) полномочия, не подлежащие распределению между органами местного самоуправления и
органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, такие
полномочия реализуются только органами местного самоуправления;
2) полномочия, которые региональным законом могут быть перераспределены для
осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае
принятия такого закона данные полномочия реализуются только региональными органами власти
за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и не могут быть переданы органам
местного самоуправления в порядке наделения отдельными государственными полномочиями. В
случае непринятия такого закона эти полномочия осуществляются органами местного
самоуправления за счет средств местного бюджета;
3) полномочия, решение об осуществлении которых органами местного самоуправления может
быть принято региональным законом. Такие полномочия в силу Федерального закона от
20.03.2025 No33-ФЗ считаются перераспределенными для осуществления органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и могут быть региональным законом
возложены на органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение реализации таких
полномочий осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом передаваемых в
обязательном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
бюджеты муниципальных образований единых, дополнительных и (или дифференцированных)
нормативов отчислений от отдельных налогов и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в
региональный бюджет, и (или) межбюджетных трансфертов.
Федеральный закон вступает в силу с 19.06.2025, за исключением его отдельных положений.
Однако, ст.32 Федерального закона от 20.03.2025 No33-ФЗ, которой регламентированы
полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, вступит в силу лишь с 01.01.2027.
До указанной даты органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению
вопросов местного значения в соответствии со ст.ст. 14-18 Федерального закона от 06.10.2003
No131-ФЗ.