направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа
предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в
государственный орган, орган местного самоуправления.
К обращению граждан предъявляется ряд требований. Так, в письменном
обращении в обязательном порядке должны быть указаны либо наименование
государственного органа или органа местного самоуправления, в которые
направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество
соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а
также свои фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по
которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации
обращения, суть предложения, заявления или жалобы, личная подпись и дата.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном
порядке должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии)
заявителя, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ,
уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому
обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот
государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному
лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении
вопросов.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение
обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего
обращение, а также принимает меры, направленные на восстановление или защиту
нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение
рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных
случаях, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30
дней, о чем уведомляется заявитель.
Законодателем за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
установлена ответственность. Так, статьей 14 Закона № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что
лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации. За нарушение
порядка рассмотрения обращений граждан, помимо дисциплинарной
ответственности должностных лиц, предусмотрена и административная согласно
статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При этом, поскольку полномочиями по возбуждению дел об административных
правонарушениях по данной статье находятся в исключительной компетенции
прокурора, в случаях нарушений должностными лицами органов государственной
власти, органов местного самоуправления требований Закона № 59-ФЗ граждане
могут обращаться в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении их к
административной ответственности.